Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма

Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма

Нормальный образ жизни не предполагает пьянство и наркоманию. Алкогольная зависимость и последующая интоксикация организма всегда ведет к деградации личности и ее моральному и физическому обнищанию. Ущерб от алкоголизма проявляется в социальной среде, затрагивает нравственные аспекты самого пьющего индивидуума, но и в равной степени касается его семьи, близких людей и коллектива, в котором человек работает и проводит время.

Предметом изучения и исследования общественных организаций, медицинских институтов становится проблема лечения и профилактики пьянства и алкоголизма, составление для этого определенных программ по выявлению стадии заболевания и целенаправленного лечения пагубной зависимости.

Общая характеристика алкогольного заболевания

Профилактика алкогольной зависимости не будет эффективной без понятия патогенеза болезни. Это болезненное состояние является прогрессирующим, в его основе лежит наслаждение от употребления этилового спирта. По сведениям ВОЗ, злоупотребление спиртными напитками становится третьей причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых болезней:

  • тяжелая форма алкогольной интоксикации (отравления) является причиной множества летальных исходов в молодом возрасте;
  • при употреблении высокой дозы спиртного наступает внезапная остановка сердца или нарушения его ритма работы;
  • в состоянии опьянения подростки и взрослые люди наиболее подвержены травматизму в быту или в транспорте и на производстве;
  • желание свести счеты с жизнью возрастает после принятия горячительной дозы, равно как и побуждение отомстить обидчику, убив его или покалечив.

На ранних стадиях заболевания развиваются тяжелые патологии внутренних органов, язвы, травмы, расстройства работы сердца, сосудов, нервной системы. Более поздние стадии ассоциируются с циррозом печени, серьезными нарушениями функционирования мозга. Среди мужского населения у больных алкоголизмом смертность по статистике наступает до 50 лет.

Потребность испытать патологическое наслаждение от принятия спиртного существует у многих современников. В развитии пагубного пристрастия играют роль социальные и личностные конфликты, плохая адаптация человека в обществе, напряженные рабочие и эмоциональные перегрузки. Важная роль в профилактике употребления алкоголя отводится социальному окружению, семейному микроклимату, воспитанию детей и подростков в традициях предков и современников целой страны и народности.

Для алкоголизации является неоспоримым влияние генетической предрасположенности, наследственных факторов, предрасположенности к изменениям метаболизма в организме.

Стадии алкогольной болезни

Для алкоголизма характерны некоторые соматические и психические расстройства. В клинике заболевания отмечают три основных стадии болезни с определенными симптомами в каждой из них. Перед началом этих заболеваний у человека обычно проявляется алкоголизм в бытовой стадии, так называемой, продромальной. Для него характерно ситуационное применение горячительных напитков, происходит расслабление от случая к случаю, с приходом гостей, на торжествах.

Человек не напивается спиртным до безобразного состояния, в таком периоде ему не грозят серьезные ослабления здоровья. В это время подросток, мужчина или особы женского пола могут без труда бросить употребление спиртного, и не жаждут пьянства, оставшись наедине. Но если такие распития происходят слишком часто, то развивается первая стадия алкоголизма.

Первая стадия

Алкогольная зависимость в этом периоде длится до 5 лет, у человека появляется психическая зависимость от спиртных напитков:

  • постоянные мысли о расслаблении от спиртного;
  • радостное предвкушение выпивки;
  • неудовлетворенность положением дел в трезвом виде.

Растет толерантность, проявляющаяся симптомом измененной реактивности. Увеличивается переносимость спиртного в больших количествах, организм привыкает к похмельному синдрому без рвоты и с забыванием отдельных эпизодов во время пьянства. В этом состоянии на человека можно повлиять с помощью профилактической беседы о вреде алкоголя.

Вторая стадия

Длится длительно, от 5 до 15 лет, все симптомы утяжеляются, тяга к распитию все чаще возникает спонтанно, становится интенсивной, мотивации находят сами алкоголики, приноравливаясь к различным ситуациям, выпивки становятся постоянными. Толерантность, развиваясь до определенной степени, остается такой длительное время, спутанность воспоминаний в период алкогольного опьянения становится постоянной, все чаще случаются периоды запоя.

Третья стадия

Длится 5–10 лет и характеризуется патологическим влечением к принятию спиртного, утрачивается количественное восприятие выпитого, больной становится нетребовательным к месту и времени, личностям собутыльников. Человек теряет чувство достоинства, постоянно не помнит предшествующих событий, у него развивается недостаток витаминов, плохо работают все системы и органы. В таком состоянии пациент не может контролировать количество выпитого, а разрушение организма ведет к летальному исходу.

Лечение и профилактика алкоголизма

Система государственных и общественных медицинских, санитарных, педагогических и психологических действий, имеющих целью предупреждение развитие заболевания, является программой профилактики алкоголизма.

Профилактические действия делят на:

  • социально-медицинские;
  • социальные;
  • медицинские.

Между собой они делятся на мероприятия, учитывающие частные цели, затрачивающие определенные средства и по эффекту воздействия. Для профилактических мероприятий выделяют три типа по определению ВОЗ:

  • Первичная профилактика представляет собой программу, направленную на развитие и сохранение условий для здоровой жизни, и устранение неблагоприятных факторов. Первичная профилактика алкоголизма предупреждает плохое влияние алкогольных традиций определенной среды, формирует у людей, тем более у подростков, гигиенических и нравственных привычек, которые исключают возможность злоупотреблять алкоголем. В основе закладывается образ здорового существования, воспитание личности в способности противостоять проблемам алкоголизма.
  • Вторичная профилактика алкоголя выявляет численность населения, которое наиболее подвержено негативным привычкам, особенно важна профилактика алкоголизма в школе, где подростки могут образовывать определенные группы для распития спиртных напитков. Важную роль играет оздоровление микросоциальной сферы в семье и в тесном коллективе.
  • Третичная профилактика проявляется в сфере людей, которые подверглись алкогольной зависимости и их патологическое состояние может прогрессировать. Предпринимаются шаги поддерживающей терапии, используются принципы социальной реабилитации, проводится разъяснительная беседа с родителями о вреде алкоголя и его осложнений.

Все меры по борьбе с пьянством имеют основные направления:

  • Коррекция заключается в прямом воздействии на обычаи распития в определенной среде и среди отдельных лиц, ценообразование в продаже спиртного, административное регулирование мероприятий, создании факторов для трезвого поведения.
  • Компенсация определяет изменение общественных отношений, которые способствуют формированию обычаев использовать алкоголь, замена их на те, что проходят в здоровой эмоциональной среде. С таким направлением профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних принимает большое значение.

Развитие зависимости от алкоголя у подростков

Специалисты научных институтов определили семь уровней по степени развития алкогольной зависимости у детей:

  • Нулевая стадия характеризуется тем, что ребенок никогда не пробовал алкоголь, благодаря установке родителей и личному воспитанию жить в полной трезвости. Мотивом служит убеждение во вредном влиянии алкоголя на поведение и здоровье.
  • Начальная стадия характеризуется случайными и редкими случаями распития алкоголя, при этом мотивом служит желание стать ближе ко взрослым и приобщиться к их миру, поступать, как все.
  • Эпизодическая стадия определяет период, когда знакомство с напитками расширяется, и подросток еще скрывает употребление от родителей. Мотив определяется желанием повысить значимость, обрести уверенность, стать более коммуникабельным.
  • Стадия высокого риска расширяет возможность найти огромное количество соответствующих поводов для распития спиртного среди подростков, часто на этом уровне профилактика женского алкоголизма играет роль для избавления от вредной привычки. Мотивацией служит веселое времяпровождение в компании, повышение настроения и тонуса.
  • Дальше, если профилактика алкоголизма в школе не приносит результатов, то зависимость переходит в стадию стабильной тяги к употреблению напитков, причем мотивы изменяются и представляют собой желание подростка уйти на время пьянства от реальности.
  • Дальнейшая стадия определяется, если тяга к алкоголю переходит в стадию физической зависимости. При этом большое количество выпитого переносится довольно легко, но возникает похмельный синдром. Мотивом употребления является желание устранить абстинентный синдром с помощью следующей дозы спиртного.
  • Следующая стадия характеризуется развитием у подростков запойного состояния, когда развивается психическая зависимость от пьянства наряду с физической потребностью, мотивом чаще всего служит желание устранить болезненность и уйти от проблем.

Профилактика среди школьников с помощью образования

Специфические условия создаются при обучении ребенка в области познаний химических веществ, что дает представление о действии веществ в организме и возникновении химической зависимости. Целью такого обучения является возможность понять процессы в его теле при употреблении спиртного.

Неспецифические мероприятия включают помощь в вопросе самопознания личности, развивают стремление получить знания о своих психофизических способностях. Целью является использование тонких психических материй для развития здорового человеческого мышления.

Социальные мероприятия направлены на помощь в социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, создание здорового образа жизни и комфортного существования посредством трезвого восприятия реальности.

Основные профилактические меры заключаются в действиях социальных работников и специалистов:

  • беседы с родителями и подростками об алкоголизме в виде лекций, частных бесед;
  • формирование осознанной нравственной личности путем осознания важности здорового существования;
  • формирование понятия о специфических чертах личности, подверженной зависимости от алкоголя;
  • чтение подростками специфической литературы о вреде спиртных напитков.

Эти методы успешно используются педагогическим коллективом школы для предупреждения и лечения подросткового алкоголизма. Явление детского и подросткового алкоголизма часто является причинами преступности. Такие проявления распития несовершеннолетними встречаются у неблагополучных родителей. Чтобы приобрести желанные горячительные напитки, дети, которые еще не зарабатывают средства, начинают становиться на путь воровства.

Для лечения таких зависимых ребят существуют специальные клиники, и дети там проходят адаптацию к нормальным жизненным условиям, их учат любить собственный организм, заботиться о своем будущем. В воспитании личности, независимой от алкоголя ведущая роль принадлежит семейному воспитанию, затем идет школьный коллектив педагогов и одноклассников.

Если подросток впервые попробовал алкоголь, родителям не следует впадать в крайность, в это время нужно проводить беседы, но не навязывать их, а стараться заинтересовать ребенка. Важно занять его, чтобы он посещал спортивные секции, трудовые и развивающие кружки, у него появится интерес к творчеству или спортивным победам. С алкоголем такое насыщенное времяпровождения несовместимо, кроме того, появятся единомышленники, поддерживающие друга в трудную минуту.

Целью педагогов и родителей является совместное создание факторов для гармонии подросткового развития, изменение сомнительных ценностей алкогольного угара на вполне радостные события из нормальной жизни, формирование здорового интереса, развитие у ребенка личной ответственности за свои поступки и поведение.

Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма

Алкоголизм является одной из вредных и распространенных привычек среди молодёжи. Вред, наносимый здоровью населения алкоголем, усугубляется особенностями экологической обстановкой. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью, но ещё и эта зависимость препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Детский алкоголизм – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, палеологи, педагоги и другие [20;37].

Алкоголь страшен не только тем, что он разрушает здоровье подростка: он способствует саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей, связывающих ее с миром, потере человеческого облика. Что касается профилактики подросткового алкоголизма, то она подразделяется:

1. Первичная профилактика алкоголизма;

2. Вторичная профилактика алкоголизма;

3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:

1. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;

2. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Разрушительная сила алкоголя заставила психологов и педагогов искать ответ на вопросы, почему подростки употребляют алкоголь и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по профилактике алкоголизма.

Изучив литературу и причины подросткового алкоголизма, нами была разработана программа «По профилактике алкоголизма среди учащихся средних общеобразовательных школ».

1. Формирование позитивного отношения к общественным нормам и законам.

2. Профилактика негативных тенденций в поведении учащегося;

3. Коррекция эмоционально-волевой сферы личности;

4. Развитие и закрепление позитивных форм поведения;

Направления: Ограничивать общение учащихся с лицами асоциального поведения, создавать возможности для учащегося проявлять себя, вовлекать в работу кружков и секций, искоренять и предупреждать алкоголизм среди подростков.

Данная программа предусматривает следующую работу:

1) Изучение личностных особенностей учащихся

2) Индивидуальные консультации с учащимися по результатам диагностики

3) Выработка рекомендаций по взаимодействию с учащимися всем участникам учебно-воспитательного процесса

4) Коррекционные занятия (беседы, консультации, тренинги и т.п.)

5) Посещение на дому с целью изучения: а) жилищно-бытовых условий; б) стиля семейного воспитания; в) сферы социального влияния.

6) Изучение сферы интересов учащегося

7) Вовлечение учащегося в работу кружков по интересам, спортивных секций.

8) Создание ситуации успеха во время учебных занятий, поощрение проявления инициативы учащегося

9) Контроль за учебой и поведением учащегося и информирование родителей о результатах контроля

10) Создание благоприятной семейной микросреды для учебы и полноценного отдыха; контроль за поведением во внеурочное время

11) Изучение социостатуса учащегося в группе

12) Коррекция межличностных отношений (беседы, ролевые игры и т.п.)

13) Консультирование учащихся по результатам диагностики

14) Профилактика асоциального поведения, цикл бесед:

· «Законодательство РБ о правах и обязанностях несовершеннолетних»

· «Умей противостоять негативному влиянию»

15) Индивидуальные беседы о занятости учащегося в период зимних и летних каникул

16) Индивидуальные беседы инспектора ИДН Фрунзенского района по правовым вопросам

17) Просвещение учащегося по программе ЗОЖ и профилактике вредных привычек, цикл бесед:

· «Пить – здоровью вредить»

· «Психологический аспект алкогольной зависимости»

· «Не дай себя убить (правда об алкоголе)»

· «Вредные привычки и их влияние на психическое здоровье».

18) Индивидуальные беседы нарколога по профилактике пьянства и алкоголизма

19) Беседа с учащимися и родителями об организации летнего труда и отдыха.

Ответственными за реализацию данной программы являются:

3. инспектор ИДН

Таким образом, данная программа поможет сформировать у подростка негативное отношение к алкоголю, узнать о его вреде, о том какой урон наносит алкоголь его организму, способствовать развитию детей в познании себя как личности; формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

Читайте также:  Можно ли пить пиво во время беременности

Выводы по 2 главе

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Большинство подростков понимают, какой вред здоровью несёт за собой употребление алкоголя. Но, не смотря на это, они всё равно подвергаются пагубному влиянию окружающего мира. Это сверстники, которые таким образом проводят свободное время, это телевизионные рекламы, навязывание ребёнку с детства, что алкоголь на праздничном столе является, чуть ли не главным элементом и т.д. Всё это навязывает подростку положительное отношение к алкоголю, он считает, что это престижно и модно, а главное что таким образом он может показать, что он независим, и почувствовать себя взрослым. Но это обманчивое представление.

Социальная работа с подростками, злоупотребляющими алкоголем, должна носить комплексный характер и быть направленной не только на лечение самого подростка, но и на оздоровление всей его семьи. Важным в данной деятельности является понятие «социальная реабилитация», означающее реализацию способностей подростка-алкоголика к действиям, нормальному поведению и общению в обществе.

Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков – это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе – это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д., взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективней.

Таким образом, отечественная практика социальной работы с подростками, употребляющих алкоголь, содержит положительные примеры комплексного подхода. Сотрудничая с различными антиалкогольными фондами, общественными и религиозными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные мероприятия. Но, к сожалению, эффективность данной деятельности напрямую зависит от невысокого финансирования социальных служб, нехватки квалифицированного персонала, недостаточной разработанности реабилитационных программ и условий их внедрения.

Программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков
проект по теме

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи программы:

формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_narkomanii_i_alkogolizma.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна – социальный педагог.

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна – социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

2013–2014 учебный год.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

г. Шарыпово, пер. Школьный,1

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

– открытости и информированности;

– добровольности и сотрудничества;

– системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел – черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» – по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог – психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

Программа “Профилактика алкогольной зависимости у подростков”

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»

Директор ГОУ НПО «ТМЛ»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

На заседании МК

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

Пояснительная записка

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

профилактика первичного употребления алкоголя;

обогащение учащихся научными знаниями;

формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

организована работа социально-психологической службы;

ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Содержание социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя

Функции

Результат реализации функции

Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному.

Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью.

Профилактика, коррекция, реабилитация.

Разработка конкретной социально – педагогической программы

Педагогический консилиум, круглый стол.

Социальная адаптация, коррекция, реабилитация.

Отбор методов социально – педагогической работы

Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры.

Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании.

Деятельность строится на правовой основе

Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего

Координация действий всех специалистов

Кружки, секции и др.

Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка.

Круглый стол, педагогический консилиум.

Установление контакта с заинтересованными лицами.

Патронаж (посещение на дому).

Предотвращение появления рецидивов появления пьянства.

Содержание деятельности

1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города

1. Совместные заседания МК классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики

Соц. педагог, руководитель МК

Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.

2. Совместные рейды по микрорайону

3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме

4. Заседания совета профилактики

5. Проведение декады « SOS »

Зам по ВР, психолог

6. Организация «Школы здоровья»

7. Месячник правовых знаний

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

Зам по ВР, кл.руководители

2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея

1. Диагностика социума по проблеме:

а) регулярное употребление;

б) эпизодическое употребление;

в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем

Ежегодно сентябрь – октябрь

Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности

2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МК классных воспитателей

Зам по ВР, председатель МК

ежегодно сентябрь – октябрь

3. Организация деятельности кружков, студий, секций

4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий

3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя

1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др.

Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)

2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера

3. Диспуты и дискуссии в общежитии

4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи:

б) пути приобщения и форсирования зависимости

в) принципы реабилитации

г) роль педагогов и родителей

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения

1. Включение учащихся в работу органов самоуправления лицея

Решение проблем занятости учащихся

2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности

3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов:

специальные (меткий стрелок)

секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)

5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

В течение года по запросу

Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.

2. Ученические собрания по фактам употребления алкоголя

В течение года по необходимости

3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

4. Проведение активных тренинговых занятий

5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности группы и лицея

Зам по ВР, кл.руководители

6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания

1. Родительские собрания по проблеме

Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми

2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний

3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска»

4. Оказание социальной и консультативной помощи семье

В течение года по необходимости

5. Патронаж семей:

а) контроль и коррекция условий проживания учащихся

б) составление характеризующих документов, актов по запросам

в) оказание помощи учащимся

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.

Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2 курсов

Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться.

Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек.

Употребление алкоголя – частая причина распада семьи.

Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь).

Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство.

Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Тематика и содержание бесед для учащихся 3 курса

От вредной привычки к болезни.

Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя.

В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма.

Особенности подростково – юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие.

Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи.

Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

Преимущества трезвого, здорового образа жизни.

Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Зам.директора по ВР К.И.Малахивская

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Классному руководителю

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

– профилактика первичного употребления алкоголя;

– обогащение учащихся научными знаниями;

– формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

– образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

– разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

– формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

– формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

– родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

– предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

– семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

– оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

– учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

– организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

– организована работа социально-психологической службы;

– ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

– составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

– проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

– оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

– проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

– в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!”

Паспорт программы

Название программыПрограмма профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!”
Авторский коллективЯковлева Светлана Геннадьевна, педагог – психолог Белоногова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе
Срок реализации2010-2013 гг.(три года)
Участники программыУчащиеся МБОУ Марининской СОШ № 16, педколлектив МБОУ Марининская СОШ № 16, педагоги дополнительного образования, родители учащихся
КадрыПедколлектив МБОУ Марининской СОШ № 16, педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей
Методическое обеспечение“Методическая копилка классного руководителя” за 5 лет, журналы “Классный руководитель”, “Справочник классного руководителя”, “Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе”, “Классные часы” (1-11 кл.), ресурсы школьной библиотеки, Интернета

Пояснительная записка

Программапрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!” разработана на основании информационного письма Агентства образования администрации Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае”, информационно-методического материала “Организация профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае” (утвержденном на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав при Правительстве Красноярского края 04.12.2009 года).

Правовую основу Программы профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма несовершеннолетних составляют:

– Конституция Российской Федерации;

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;

– Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”;

– Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;

– Устав Красноярского края;

– законы и другие нормативные правовые акты края.

Проблема употребления наркотических, токсических веществ и алкоголя весьма актуальна для жителей Красноярского края: уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в крае достаточно высокие. Курагинский район также является территорией повышенного риска: сказывается влияние федеральной железной дороги, автомагистрали, приближенность к краевому центру, к центру республики Хакасия, высокий уровень безработицы среди молодежи. Муниципальное общеобразовательное учреждение Марининская средняя школа № 16 расположена на территории администрации Марининского сельсовета и обучает детей из трёх деревень: Маринино, Байдово, Прудный – 168 человек. Градообразующие организациина территории администрации Марининского сельсовета – ЗАО “Курагинское” (с/х предприятие, предоставляющее примерно 200 рабочих мест), школа (46 рабочих мест), Марининский “Теплоэнергоресурс” (32 рабочих места), детский сад (19 рабочих мест).В наших селах проживает 1437 человек, из них детей школьного возраста – 190, работающего населения – 331 человек, неработающего населения – 449 человек, пенсионеров – 284. Из 190 детей школьного возраста 174 – из малообеспеченных семей. В селе Маринино нет клуба. Школа является единственным местом, способным организовать досуг и летнюю занятость детей. По данным анонимного анкетирования в нашей школе 23 человека пробовали наркотики. Из 82 старшеклассников, участвовавших в анкетировании, 64 человека проявили отрицательное отношение к ПАВ, 14 – нейтральное, 4 – положительное только из интереса.

При составлении Программы мы опирались на диссертацию Орловой Ирины Анатольевны “Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе”, изучали часть литературы, использованной ею для своей работы, познакомились с методологией и методикой исследования в педагогических науках (JI.C.Зорилова, Т.Г. Киселёва, М.И. Рожков, B.C. Садовская); с педагогическим осмыслением проблем личности (А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, М.И. Буянов, JI.C. Выготский, Н.Н. Ярошенко); с методологическими принципами превентивной педагогики (Т.И. Бакланова, Д.В. Колесов, Б.М. Левин, А.С. Каргин); с научными концепциями: теорией “доступности-склонности” (Р. Смарт), экзистенциальной теорией наркотической зависимости (Г.Гревис), теорией наркотических субкультур (Б. Джонсон), теорией формирования жизненных навыков (Г.Ботвин), этиологией зависимости (О.Л.Романова).

В процессе работы над Программой мы использовалиследующие методы исследования:

– анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической, медицинской литературы;

– изучение аддитивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование);

– педагогическое моделирование профилактической работы в школе.

Цель программы: создание социальной и культурно-досуговой защиты учащихся от распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма, повышение эффективности деятельности ученического самоуправления и организации дополнительного образования детей в школе.

– формировать у учащихся навыкиздорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ;

– распространять знания об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья;

– организоватьдосуговую занятость учащихся через совместное взаимодействиес районными учреждениями дополнительного образования детей;

– оказать психолого-педагогическую помощь родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь;

– организовать летний отдых и оздоровление детей;

– выявлять и учитывать несовершеннолетних, относящихся к группе риска.

Программа состоит из 6 блоков:

– “Работа с родителями”,

– “Работа с учащимися группы риска”,

– “Здоровый образ жизни”

– “Летнийотдых и оздоровление учащихся”.

Основные направления Программы соответствуют направлениям Программы воспитания школьников МОУ Марининская средняя общеобразовательная школа №16 “Я — гражданин России” на 2008-2013 годы.

  1. “Самоуправление”.
  2. “Патриот”.
  3. “Интеллект”.
  4. “Наш путь к здоровью”.
  5. “Досуг”.
  6. “Семья”.

Механизм реализации программы

Информационный блок направлен на распространение знаний среди учащихся и их родителей об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей.

МероприятияСрокиУчастникиОтветственные
1Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике наркоманииПо планам воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, родителиЗам. директора по ВР
2Оформление и обновление информационных стендов “Наркопост”, “Права ребенка”, “Информация для родителей”, “Информдесерт”По плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, родители, педагогиЗам. директора по ВР, уполно- моченный по правам ребенка в школе
3Выпуск школьной газеты “Школа.ru”По плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, родители, педагогиПедагог-координатор
4Организация видеолекторияПо плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классовПедагог-психолог
5Организация совместной работы со специалистами ОВД, УСЗН, КДН и ЗП, ЦРБПо плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, родители, узкие специалистыЗам. директора по ВР

Дополнительное образование направлено на организацию досуговой занятости учащихся через совместное взаимодействие с районными учреждениями дополнительного образования детей, на формирование функционально грамотной личности, на развитие интеллектуального, творческого, нравственного и физического потенциала ребенка.Учитывая интересы и потребности учащихся, школа осуществляет взаимодействие со следующими районными и местными организациями:

Благодаря сотрудничеству с районным ресурсным центром, районным Домом детского творчества, Центром ЗОЖ, районной Детско-юношеской спортивной школой ЗОЖ, домами культуры сёл Байдово и Прудный мы будем иметь выход на районные, краевые, российские конкурсы, повышать профессиональное мастерство педагогов, более эффективно осуществлять дополнительное образование детей.

Работа с родителями направлена на распространение знаний об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей; наоказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, на консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь.

Совместно со специалистами Курагинского ОВД, КДН и ЗП, Курагинской ЦРБ, УСЗН и администрацией Марининского сельсовета в школе организуется профилактическая работа с учащимися, находящимися в СОП, состоящими на учете в ОПДН, их родителями:

1. Разработан план совместных действий школы с ОПДН (рейды, профилактические беседы);

2. Организована работа службы психолого-социальной поддержки учащихся, создан банк данных на учащихся, находящихся в социально-опасном положении;

3. Действует программа профилактики правонарушений.

Схема взаимодействия с районными и местными организациями

Работа с учащимися группы риска направлена на выявление и учет учащихся, относящихся к группе риска, на организацию их занятости в классных и внеклассных мероприятиях, занятости во внеурочное время, на контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием.

МероприятияСрокиУчастникиОтветст-е
1Анкетирование. Общее анкетированиеПо планам педагога-психолога, классных руководителейУчащиеся 1-11 классов, родителиПедагог-психолог, зам.директора по ВР
2Характерологический диагностический опросник для подростковПо плану педагога-психологаУчащиеся 1-11 классов, родителиПедагог-психолог
3Определение тревожности детей по тест-опросникам Спилбергера ,Филлипса, самооценки психических состояний ребёнка по АйзенкуПо плану педагога-психологаУчащиеся 1-11 классовПедагог-психолог
4Составление базы данных. Контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием.По плану работы соц. педагога, воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, классные руководителиСоц. педагог, зам. директора по ВР
5Оформление документации на учащихся, состоящих на учете в СОП и в ОПДНПо мере выявленияУчащиеся 1-11 кл, соц. педагог, психолог, кл. руководители, зам. директора по ВРСоц. педагог

Здоровый образ жизни

Блок направлен на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению ПАВ.

МероприятияСрокиУчастникиОтветственные
1Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике ПАВПо плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, кл. руководители, узкие специалистыЗам. директора по ВР
2Дни здоровья, спортивные праздники, соревнованияПо плану работы спорт клуба “Старт”Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, учителя физвоспитанияРуководитель спортклуба “Старт”
3Конкурсы рисунков, плакатов, слоганов, буклетов, творческих работ по теме “Мы за здоровый образ жизни!”По плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметникиСтарший вожатый
4Акции, подготовка и выступление агитбригад на тему здорового образа жизниПо плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметникиСтарший вожатый
5Работа волонтерского отряда “Позитив”По плану воспитательной работы школыУчащиеся 6-11 классов, кл. руководители, ст. вожатыйСтарший вожатый
6Работа спортивных секцийПо плану воспитательной работы школыУчащиеся 1-11 классов, тренеры-преподавателиЗам. директора по ВР

Летний отдых и оздоровление учащихся

Блок направлен на организацию летнего отдыха и оздоровления детей. Организованный отдых – это, прежде всего, возможность формирования у детей разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности для творческого развития и роста детей, обогащения их духовного мира и интеллекта. Организованный отдых является одной из форм социальной защиты и воспитания социально полезной личности.

Сочетание видов досуга с различными формами образовательной и трудовой деятельности позволяет решить проблемы занятости детей в свободное время и уменьшить степень возникновения и проявления девиантного поведения детей.

Система организации летних оздоровительных кампаний

1Лагерь дневного пребывания детей на базе школы
2Летний трудовой отряд старшеклассников
3Трудовой отряд старшеклассников
4Районные военно-полевые сборы “Орлёнок” для юношей 10-х классов
5Районный летний образовательный модуль СТЭК (спортивный, туристический, экологический, краеведческий)
6Районный летний реабилитационный лагерь “Фортуна”
7Районная летняя экологическая школа “Подрост”
8Пришкольный участок
9Экскурсии в г. Абакан, п. Курагино
10Оздоровление учащихся в загородных лагерях и санаториях
11Выпускные вечера, мероприятия в Дни защиты детей

Ожидаемые результаты и социальные эффекты

– Увеличится количество учащихся, занятых в дополнительном образовании.

– Снизится количество учащихся, состоящих на учете в ОПДН.

-Увеличится количество учащихся, осознающих преимущества здорового образа жизни, заботящихся о своём психофизическом здоровье.

– Учащиеся получат определенные положительные навыки и приобретут опытв социально- значимой и полезной деятельности.

Профилактика алкогольной зависимости у подростков

Алкогольэто внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 клеток головного мозга, 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе в первую очередь детям. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и «взрослые» дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности. К сожалению, проблема употребления алкоголя подростками до сих пор не теряет своей актуальности. Всем известно о вреде алкоголя для подростков, но мы до сих пор продолжаем игнорировать то, что несовершеннолетние пьют прямо на наших глазах, абсолютно ничего не стесняясь и не опасаясь.

Алкоголизм у подростков – довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% – в 8 лет, а 15% – ещё в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет алкоголь, а в возрасте 13 лет – двое из каждых трёх. Главным фактором является то, что детей «угощали» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников.

Подростки и алкоголь несовместимы: несовершеннолетний из-за употребления спиртных напитков может начать отставать не только в физическом, но и в психическом развитии. Меняется привычное мировоззрение, родители перестают быть авторитетами и кажутся кем-то вроде врагов, от которых добра ждать не стоит. Также успеваемость в учёбе резко снижается, и появляется апатия к происходящему вокруг. Воздействие алкоголя на организм подростка пагубно и может привести к непредсказуемым результатам.

Вот некоторые из нарушений, которые ждут подростка употребляющего спиртное:

· Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта;

· Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени;

· Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит);

· Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.);

· Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит);

· Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких);

· Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;

· Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка;

· Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета;

· Изменение состава крови, анемия и т.д.

Чтобы уберечь ребёнка от раннего приобщения к алкоголю

и развитию алкогольной зависимости необходимо:

1. Общение.

Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет детей обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить.

2. Внимание.

Умение слушать означает:

– быть внимательным к ребёнку;

– выслушивать его точку зрения;

– уделять внимание взглядам и чувствам ребёнка, не споря с ним.

Не надо настаивать, чтобы выслушивал и принимал ваши представления о чём-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребёнок.

3. Способность поставить себя на место ребёнка.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Организация досуга.

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребёнком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребёнка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от алкоголя.

5. Знание круга общения.

Очень часто ребёнок впервые пробует алкоголь в кругу друзей (сильное давление со стороны друзей). Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям и т.д.

6. Помните, что ваш ребёнок уникален.

Любой ребёнок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребёнок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребёнка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление алкоголя.

7. Родительский пример.

Употребление взрослыми алкоголя и декларируемый запрет на него детей даёт повод к обвинению в неискренности, в «двойной морали».

Нельзя стремиться к идеалу в ребёнке, не воспитывая идеал в себе!

Необходимо помнить, что есть обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – факторы риска. Обстоятельства, снижающие риск употребления алкоголя – факторы защиты.

Факторы риска для подростков:

· Популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях.

· Притязание на взрослость (приём алкоголя представляется признаком самостоятельности, взросления, мужества).

· Алкогольное окружение (родители, сверстники и посторонние лица).

· Примеры сверстников, поиски дворовых компаний с распитием спиртных напитков.

· Развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависимости, безответственности, неподготовленности к жизни внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям.

· Особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей беременности, родовыми и черепно-мозговыми травмами с задержкой физического и психического развития.

· Раннее начало половой жизни.

· Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.

· Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.

· Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты для подростков

· Благополучие в семье, сплочённость членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.

· Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.

· Хороший уровень достатка в семье и обеспеченность жильём.

· Регулярное медицинское наблюдение.

· Низкий уровень криминализации в населённом пункте.

· Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать свои эмоции и своё поведение.

· Соблюдение общественных норм.

Профилактика алкоголизма у подростков имеет перед собой цель

усилить факторы защиты и по возможности

устранить факторы риска.

Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам предостеречь детей, от неправильных поступков, найти с ними общий язык и стать друзьями друг другу.

В заключении хотелось бы представить Вам замечательное стихотворение Дороти Л.Нолт.

«Дети учатся жизни, которой они живут»

Если детей критиковать, они учатся обвинять.

Если дети видят враждебность, они учатся драться.

Если дети живут в страхе, они учатся бояться.

Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.

Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть.

Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми.

Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.

Если детей подбадривать, они вырастут уверенными в себе.

Если детей хвалить, они учатся нравиться себе.

Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь.

Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.

Если дети видят честность и справедливость, они знают, что такое, правда и справедливость.

Если дети живут в атмосфере дружелюбия, они учатся тому, что мир прекрасен.

Если дети живут в атмосфере душевной чистоты, они учатся душевному спокойствию.

Добавить комментарий